Физиологические аспекты

Терморегуляция — это процесс не только образования или отдачи тепла, но и поддержание определённой температуры тела для адекватного жизнеобеспечения организма. У плода, находящегося в утробе матери, терморегуляционные механизмы не развиты, так как определённая температура его тела поддерживается током уже нагретой крови материи через плаценту. После рождения ребёнка его температура колеблется в пределах 37,3 — 38,2°С. Данные показатели сильно зависят от температуры воздуха окружающей среды, от частых пеленаний, от плача малыша.

Хотя необходимо помнить, что для новорождённых характерна и так называемая транзиторная гипотермия (вследствие уменьшения объёма «материнских» гормонов, стимулирующих теплообразование).

Отметим, что температура тела у новорождённых 37° — 37,5°С,в силу наличия мощного теплоизолятора – бурого жира, запасы которого значительно уменьшаются уже к 3 — 4-недельному возрасту, а также сильной васкуляризации кожи, которая имеет относительно большую поверхность, по сравнению с поверхностью взрослых. Имеет значение и несовершенство терморегуляционных центров в гипоталамусе (созревает к 3 — 4 месяцам жизни) и не функционирование потовых желёз ( также полностью активизируется на первом году жизни), а помимо этого и наличие физиологического гипертонуса мышц (замедление окислительно-восстановительных процессов).

У детей более старшего возраста, показатель градусника в 37° может быть при интенсивных физических нагрузках, после плотного приема пищи, после длительного пребывания в тёплом помещении и с сухим воздухом.

Начнем с того, что в норме теплопродукция должна соответствовать теплоотдаче организма. При патологических процессах, например при инфекционных заболеваниях, нарушается теплоотдача вследствие сужения капилляров, уменьшения потоотделения, увеличения тонуса мышц,  повышения «установочной температурной точки» в головном мозге (гипоталамус).

Патологические причины возникновения субфебрилитета:

  1. Острые инфекционные заболевания (в основном респираторные);
  2. Синдром прорезывания зубов (у детей грудного и раннего возрастов);
  3. Хронические, в основном вирусные инфекции;
  4. Заболевания эндокринной системы;
  5. Гельминтозы и паразитозы;
  6. Аллергические реакции;
  7. Онкология.

Физиологические аспекты

Повышение температуры тела при инфекциях связано в основном самими микроорганизмами. Многие бактерии в результате жизнедеятельности выбрасывают в кровь человека экзотоксины или оставляют эндотоксины. В результате интоксикации организма в ответ отмечается повышение температуры тела.

При эндокринной патологии причиной выступает гиперпродукция гормонов, стимулирующих теплообразование центром терморегуляции гипоталамуса. Ключевую роль играют гормоны щитовидной железы.

При прорезывании зубов отмечается ослабление местного иммунитета (в полости рта), чем можно объяснить лёгкое присоединение вторичной инфекции, при которой входными воротами становится слизистая полости рта.

При онкологических патологиях отмечается распад тканей, что приводит к токсемии, то есть «зашлаковывание» крови, что также приводит к повышению температуры тела.

Обобщив вышесказанное, отметим, что где есть воспаление, там и присутствует один из его признаков – это повышение температуры.

Клиническая картина может быть абсолютно разнообразной и зависит от причин, из-за которых отмечается повышение температуры тела. При инфекционных поражениях помимо интоксикационного синдрома могут присутствовать и катаральный синдром (кашель, боль и першение в горле, заложенность носа) и респираторные симптомы (боль и жжение в области грудной клетки, влажный кашель). Если у ребёнка прорезываются зубки, то отмечается дополнительно боль, покраснение и припухлость дёсен.

Кроме перечисленного возможно снижение аппетита, или наоборот — повышение, вялость, сонливость, или раздражительность и агрессивность (особенно характерно для эндокринных больных). Нередко повышенная температура является единственным признаком заболевания 1 — 2 дня, а далее присоединяется кашель, боли в горле, температура тела может подняться до фебрильных значений. В любом случае, если к «температурным изменениям» родители заметили непривычное поведение ребёнка, изменения в пристрастиях к еде, то обязательно должны обратиться за консультацией к врачу.

Физиологические аспекты

Диагностика

Постановка верного диагноза и, соответственно, верного лечения (если оно требуется) в основном зависит от проведенных в полном и необходимом объёме диагностических процедур. Внешний вид ребёнка чаще всего не несёт какой-либо информации: лицо может быть слегка одутловатое, могут присутствовать слизистые выделения из носа, при осмотре шеи изредка отмечается увеличение щитовидной железы. При острых респираторных заболеваниях присутствует вялость, слабость, ребёнок жалуется на головные боли.

Если повышение температуры тела отмечается в течении нескольких дней или недель, то назначают анализы для выявления скрытой инфекции. В перечень анализов входит клинический анализ крови с раскрытием лейкоформулы, общий анализ мочи, кал на яйца глистов и цисты лямблий, биохимический анализ крови. Если есть подозрение на респираторные поражения, то дополнительно назначают рентенографию органов грудной клетки в прямой и боковой проекциях. Также при малоинформативных результатах анализов направляют на ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости. Если ребёнок часто болеет ОРЗ, отитами, то есть смысл направить на скрытые инфекции: на Эпштейна Барр вирусы, на цитомегаловирусы и на герпес вирусы. При выявлении последних необходимо обратиться к инфекционисту.

Такое обязательна консультация эндокринолога и паразитолога, при выявлении соответствующих заболеваний.

Физиологические аспекты

Заключение

Любое повышение температуры тела ребёнка предполагает пристальное наблюдение и обращение к педиатру, в первую очередь. Только врач сможет правильно направить и определить методику выявления причины и назначить соответствующие терапевтические мероприятия.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Полезные материалы:

  1. Предрасполагающие факторы к развитию атопии на солнце
  2. Витамины и микроэлементы, необходимые для зрения
  3. Основные этапы создания зрительной гимнастики
  4. С какого возраста нужно начинать чистить зубы ребёнку?
  5. Что такое дирофилляриоз?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *